главная карта сайта скачать БК РФ партнеры контакты
Бюджетный Кодекс РФ

Рейтинг лучших сайтов категории Общество

Rambler's Top100

Бюджетный Кодекс РФ / Глава 2 / Комментарии

Комментарии к Главе 2. Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября, 19, 22, 26, 27 декабря 2005 г., 3 января, 2 февраля, 16 октября, 3 ноября, 4, 19, 30 декабря 2006 г., 20, 26 апреля, 24 июля 2007 г.) Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года


Перед началом непосредственного постатейного комментария данной главы БК РФ необходимо вернуться к общей теории права. На территории Российской Федерации действует конституционно закрепленный принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления - п. 3 ст. 5 Конституции РФ, а также закреплена компетенция указанных органов соответственно ст. 71 Конституции РФ - исключительное ведение Российской Федерации, ст. 72 Конституции РФ - совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов, а также исключительное ведение субъектов РФ, ст. 73 Конституции РФ - пределы компетенции органов местного самоуправления.
Кроме того, важно помнить о праве органов государственной власти РФ делегировать часть полномочий органам государственной власти субъектов РФ и о праве последних передавать часть своих полномочий органам местного самоуправления. Однако в случае делегирования части принадлежащих им полномочий органы власти РФ либо органы власти субъектов РФ должны обеспечить финансовую поддержку исполнения делегированных полномочий, т.е. осуществить передачу средств из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ в соответствующие нижестоящие бюджеты.
Указанные ранее органы государственной власти подразделяются на органы государственной власти РФ (далее - федеральные органы) и органы государственной власти субъектов РФ. Кроме того, в свете бюджетной политики рассматриваются органы местного самоуправления. Вообще, бюджетная политика - это совокупность мер, осуществляемых государственными и муниципальными органами в области регулирования бюджетных правоотношений. В условиях, сложившихся на территории Российской Федерации в период проведения глобальной экономической реформы, на первый план были выдвинуты следующие задачи бюджетной политики:
- обеспечение финансовой стабильности развития государства;
- укрепление денежного обращения, установление контроля за развитием денежной массы;
- сокращение затрат на содержание государственного аппарата;
- стимулирование инвестиционной активности;
- укрепление доходной части бюджета за счет совершенствования налогообложения и повышения контроля за уплатой налогов и иных обязательных платежей;
- сокращение непроизводственных расходов;
- повышение контроля за величиной государственного долга.
При комментарии гл. 2 БК РФ определяющим понятием является словосочетание "компетенция в области регулирования бюджетных правоотношений" (далее - бюджетная компетенция). Итак, бюджетная компетенция - это компетенция конкретного уполномоченного в области регулирования бюджетных правоотношений государственного органа либо органа местного самоуправления, а именно: это круг осуществляемых данным органом управленческих функций и объем предоставленных для реализации этих функций прав и обязанностей. Таким образом, категория "бюджетная компетенция" складывается из двух составных понятий:
- предмет ведения уполномоченного органа, т.е. круг управленческих полномочий, осуществляемых в области бюджетного регулирования;
- непосредственно права и обязанности, формы ответственности уполномоченного органа.
Бюджетная компетенция является характеристикой правоспособности бюджета соответствующего уровня власти и управления - федерального, регионального (на уровне субъекта РФ) или муниципального. Исходя из определения категории "бюджетная компетенция", далее будут рассмотрены компетенция органов государственной власти РФ, компетенция органов государственной власти субъектов РФ и компетенция органов местного самоуправления в области бюджетных правоотношений. При этом важно помнить, что степень участия государственных органов, а также органов местного самоуправления в бюджетной деятельности различна и зависит от конкретных задач и целей, поставленных перед ними, а также от объема предоставленных полномочий.

   © 2009 BK-RF.ru